Русский Главная страница English
О нас Физика и техника Философия УФО-логия Астрология Медицина Прочее Конференции Каpта Сайта Поиск

Йога, Гуна, Аюрведа


Ольга Буланова

ЙОГА - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии ("йога" - от санскритского корня "Юдж" - "связывать", "соединять", "направлять", "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять"). Основная цель йоги - соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским Духом (Параиатмой). Йога была систематизироиана Паганджали в его классическом труде "Йога-Сутра" (1 тыс. до н.э.), но своими корнями она уходит к эпохе создания ранних Вед и Упанишад, которые в свою очередь до этого передавались от поколения к поколению в устной форме.

Восьмиступенчатая система йоги Патанджали носит название Ашганги-йоги и состоит из:

  1. Яма - общие нравственние требования.

  2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.

  3. Асана - поза.

  4. Пранаяма - ритмический контроль дыхания.

  5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов.

  6. Дхарана - концентрация.

  7. Дхьяна - медитация.

  8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с обьектом медитации Параматмой или Вселенским Духом.

  1. Первая ступень Атанга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди, истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:

  2. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью ни словом, ни делом

  3. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова, которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет боль (принцип ненасилия).

  4. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.

  5. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.

  6. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.

Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:

  1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое, физическое и духовное очищение тела и среды обитания.

  2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и обязанностей - смирение перед судьбой.

  3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь окончательного единства с Божеством и вюкечь все желания, стоящие на пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различним лишениям, выполнять различные виды закаливания и воздержания.

  4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).

  5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.

Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят название бахиранга садхана.

Пранаяма представляет собой четвертую часть Аштанга-йоги, заключавщейся в сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма состоит из трех частей: пурака (выхание), речака (выдыхание), кумбхака (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий, следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа. Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с космическим.

На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание соединяется с нервыми центрами или органами, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к плачевним последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.

Пранаяна и Пратьякара помогают освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени считаются внутренним поиском (антаранга садхана).

Следующая часть йоги называется Дхарана. На этом этапе надо научиться сосредотачиватьса целиком не одном объекте или задаче, в идеале на этой стадии внешние и внутренние раздражители должны быть максимально успокоены. Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия действительности. По мере прогресса ум становится все более сдержанным и целеустремленным.

Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому объекту. Нерерывная Джарана называется Дхьяной, или седьмой ступенью Иоги Патанджали. Тело, дыхане, чувства, ум, рассудок и эго, - все соединяется в объекте созерцания.

Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что возможно отбросить внешнюю часть восприятия и удерживать созерцание только на внутреннем смысле, наступает состояние Самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с Верковным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная радость и покой.

Различает два состояния Самадхи: сабикальна и нирвикальна. На начальном этапе (сабикальна самадхи) сознание смешивается с Космическим Духом, жизненная сила извлекается из тела йога, кажущегося недвижимым, застывшим. Он вполне осознает состояние приостановленной "живости" тела. Когда же йог прогрессирует до более высоких состояний - нирвикальна Самадхи, то возникает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем обычном бодрствующем сознании. То есть в состоянии сабикальна Самаджи все еще сохраняется некоторая отдаленность от объекта созерцания, в нирвикальпа Санажи полностью осознается собственная идентичность с ним.

Дхарана, Дхьяна и Сабикальна Самадхи (три степени в ментальном усилии концентрации) по отношеню к одному предмету составляют Самьяму.

Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом и носят название духовного поиска (антаратма садхана).

Основываясь на классической восьмиступенчатой системе Патанджали, йога развивалась в разных направлениях, что привело к многообразию школ и течений. К самым известным относятся: раджа-йога, хатка-йога, кундалини-йога, бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога и т.д. Несмотря на то, что все восемь ступеней Патанджали являются основой для любой из выше перечисленных йог, каждая из них делает больший акцент на разных ступенях и имеет свой предмет концентрации. Но эти йоги не противоречат, не исключают, а напротив взаимодополняют друг друга. Поэтому целесообразно практиковать йогические упражнения различных направлений в комплексе.

Раджа-йога считается высшей из йог. Только через нее можно достичь нирвикальна Самадхи. Это йога психических восприятий. Основная ее цель - познать свою внутреннюю природу, концентрируя сознания внутри себя. Таким образом ее метод - сосредоточение на внутреннем мире. Согласно учению раджа-йоги, весь внешний мир есть только грубая форма внутреннего, или тонкого. Внешний мир есть следствие, а внутренний - причина. Раджа-йога предполагает исходить от внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и через нее управлять обеими и внутренней и внешней. Упражнениями в раджа-йоге можно развить зкстрасенсорные способности, но это не цель йога, а лишь побочный эффект. Только способный отречься от использования чудесных способностей достигает цели йоги - совершенного единения индивидуального сознания с Всеобщим Вселенским Разумом.

Хатха-йогу называют лестницей для тех, что хочет подняться к высотам Раджа-йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха-йога представляет собой фундамент для всех остальных видов йоги. Она является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаяны. Практика асан делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные формы, напоминающие те или иные творения Божии от простого растения до современного мудреца, что дает почувствовать собственное единство с бесчисленными формами проявления Вселенского Духа. Только после освоения асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Прана в индивидуальною теле (как было отмечено выше) - это часть Вселенского Духа. Поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с Космическим дыханием. Занятия пранаяной не только значительно улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировки и успокоению ума, а так же концентрации его, что приводит к Самадхи, т.е. единению с Космическим Духом.

Кундалиии-йога направлена на пробуждение высшей божественной энергии в человеческом теле. Она носит название "Кундалини". Это слово происходит от "кундала", означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в три с половиной витка. Три витка представляют три состояния ума (авастха): бодрствувщий (джагрита), дремлющий (свапна) и глубоко спящий (сущупти). Существует и четвертое состояние (турья), совмещаюее все остальные, и оно изображено последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в Самадхи. В обычном состоянии Кундалини находится в нижней чакре Муладхаре. Чакры - это локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр одиннадцать и высшая сахасрара находится в нервном сплетении в мозгу. Пробуждение Кундалини достигается волей и умом к сопровоздается соответственным упражнениями.

Пробужденную энергию нужно заставить подняться по сушуме (каналу в позвоночном столбе) от муладхара чакры к сахасраре. Это - аллегорический способ описания сублимацин сексуальной энергии. После прохождения промежуточых чакр, когда кундалини достигает сахасрары, йог не ощущает своей индивидуальности. Он пересекает барьер времени и пространства и становится единым со Вселенной.

Бхакти - Иога - это путь к Самадхи через мюбовь к Богу. Эта любовь подразумевает под собой любовь ко всему, что существует во Вселенной, ибо все это есть ничто иное как проявление Всевышнего. На подготовительной ступени огромное значение имеет поклонение личному Богу, присущее любой религии. Когда же бхакти-йог освобождается от всех привязанностей кроме любви к Богу он имеет право сказать, что все формы и символы, как помощь к осуществлению религии для него бесполезны. Он не замечает различий. В людях, в животных, в растениях, в солнце, в звездах - во всем он видит Всевышнего, и сам растворяется в предмете поклонения.

Карма-йога считается йогой действия, а точнее - труда (здесь слово "карма" означает работа). Основная идея этой иоги - человек, живущий в обществе, должен работать, не ради накопления огатства, карьеры, либо еще каких-то собственных благ, а ради самой работы и пользы, которую она приносит другим. Йог должен отказаться от результатов своего труда, то есть хорошо выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к занятию, ни к материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от эгоизма, ведущее к расширению личности и осознанию единства Мироздания.

Джнака-йога - это йога разума, относящаяся к религии как к науке. Йог не имеет права верить вопреки разуму, поэтому он должен рассуждать. Исходя из того, что познание целого возможно через его части нужно искать первичные элементы, изучать их и стараться вывести основные принципы. Занимаясь детальной физиологией сенсорных, моторных и мозговых центров, джнана-йог старается понять механизмы восприятия. Осознавая ограниченность познания мира органами чувств, он пытается путем умственных усилий понять, что есть на самом деле время, пространство и причинность. Сосредоточением на этих глобальных проблемах достигается выход из узких рамок индивидуального разума и переход на новый уровень сознания, дающий понять истинную суть единой Вселенной и растворить свою личность в Океане Космического Разума.

Все написанное позволяет констатировать, что йога - это древний научный и системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать все энергии к способности человеческого существа, стремящегося достичь наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью (или Богом).



ГУНА - одно из понятий индийской философии Санхья (тесно связанной с йогой), означающее качество, составную часть или компонент Природы. Согласно этой философии материя всегда обладает определенным сочетанием трех и составляющих (гун): саттвы, раджаса и тамаса. Саттва означает ясность, чистоту, уравновеленность и символизируется белым цветом. Гаджас характеризуется подвижностью, возбуждением, страстностью. Гму соответствует красный цвет. Тамас (черный цвет) проявляется в виде тьмы, инерции, тяжести, лени.

Если эти качества уравновешены - материя не воспринимается субъектом, и в таких случаях утверждается, что она находится в состоянии растворенности. Когда же равновесие гун неустойчиво, то в "великом море материи" появляются "волны" - преходящие формы, и наступает состояние "проявленности". Преобладание какого-либо качества (гуны) характеризует объект в целом.

Человек, являющийся частью природы, так же подвержен влиянию гун, которые определяют его наклонности, стремления и судьбу (кирму). Гот, в котором преобладает саттва, бесстрашен и чист, великодушен и скромен. Он стремится к самопознанию, не совершает насилия, правдив, разумен, спокоен. В нем нет вероломства и гордыни. Мотив его деяний - выполнение долга, а не получение какого-либо конкретного результата. Он отрешается от плодов своего труда.

Человека, в котором больше раджаса, отличает неутомимость и привязчивость к чувственным объектам. Он активен и подвижен, но непостоянен, легко отвлекается и, в то же время, чистолюбив и корыстолюбив. Такой человек выполняет долг с целью извлечения мирских благ для себя.

Рождений со склонностью к тамасичеекому исполнен злобы, жестокости и невежества. Он забывает о долге, и им движет страсть, алчность, гнев, страх, зависть и надменность. Все эти эмоции порождают насилие. Обезумев от множества желаний, думая только о собственном удовольствии, он причиняет вред окружающим и губит свою душу. Последователь философии Санхья стремится к освобождения от власти чувственных объектов и единению с Вселенским Духом. Это возможно только при саттвическом складе ума. Поэтому необходимо понять какие мысли, слова и поступки внушены тамасом и раджасом и искоренять их в себе. Для облегчения накопления саттва-гун рекомендуется общаться преимущественно с людьми, обладающими этими качествами. Кроме того, место (см.) время и пища также обладают гунами и оказывают влияние на человека.

В саттв-времени человек больше расположен к саттвическим деяниям. Это - утром с 3.30 до 7.00 часов и вечером с l8.OO до 20.00. Дневное время активизирует раджас. Ночь побуждает к тамасу, поэтому в это время лучше спать.

К саттвической пище относят свежие овощи, фрукты, молоко, рис, ячмень и другие продукты растительного происхождения. Мясо, рыба, яйца, чрезмерно сладкие, соленые, кислые и острые продукты обладают свойствами раджаса. Несвежие, испорченные, содержащие токсины продукты и одурманивающие вещества характеризуются тамасом.

Цель последователя Санхья - путем накопления саттва-гун уравновесить внутренний раджас и тамас, что приводит к состоянию "непроявленности", растворению сознания в Космическом Разуме. Если это достигается, то такой человек считается вышедшим за пределы притяжения гун и его называют гунатитой (преодолевшим гуны).

АЮРВЕДА (санскритск. "Наука жизни", Аю - "Жизнь", веда - "наука") - древнейшая система медицины, возникшая и до сих пор практикуемая в Инции. Основные положения этой системы были изложены в Ведах, священном индийском писании. Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, дитя космических сил внешнего окружения макрокосмоса, его личное существование неотделимо от общего космического проявления. Эта наука жизни открывает перед каждым человекои возможность восстановления и сохранения здоровья через изучение и понимание строения тела и его потребностей.

Согласно концепции Аюрведы, основные элементы мироздания - эфир, воздух, огонь, вода и земля выражены в человеческом теле как три функциональных принципа, носящих название тридоша. Из эфира и воздуха получается телесный воздух (вата доша). Огонь в сочетании с водой реализует телесный огонь (питта доша). Земля с водой представляют собой телесную воду (капха доша). Эти три элемента - вата, питта, капха - ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические функции тела, ума и сознания. Когда вышеперечисленные элементы разбалансированы, возникают болезненные процессы.

В зависимости от сочетаний дома в организме человека, различают семь основных типов конституции тела: 1) вата, 2) питта, 3) капха, 4) вата-питта, 5) питтакапха, 6) вата-капха, 7) вата-питта-капха. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. По Аюрведе первым условием оздоровления себя и других является понимание принципа тридоша. Необходимо определить тип человека и исходя из этого проводить комплекс оздоровительных мер, направленный на достижение равновесия тридоша, следствием которого является здоровье индивидума.

Влияние вата даже наблюдается у людей физически слаборазвитых с плоской грудной клеткой. Они обычно либо слишком высоки, либо слишком низки. У них холодная, грубая, сухая ножа, редкие волосы, тонкие ресницы. Глаза могут быть впалые, маленькие, сухие. Ногти грубые и хрупкие. Кончик носа изогнутый и вздернутый. Это личности творческие, активные, беспокойные. Они быстро говорят и ходят, однако легко устают. Они характеризуются быстрым восприятием, но короткой памятью.

Люди с преобладанием питта дома имеют средний рост и изящное телосложение. У них много родинок и веснушек. Их кожа мягкая и теплая, волосы тонкие, шелковистые с тенденцией к ранней седине или выпадению. Глаза, как правило, серые, зеленые или медно-коричневые, острые. Кончик носа склонен к покраснению. Психологически питта личности имеет добрую волю к пониманию, они интеллигентны, остроумны, любят лидировать, ценят материальное процветание. Их эмоциональные склонности направлены к ненависти, гневу и зависти.

Люди капха конституции имеют хорошо развитое тело, но часто набирают лишний вес. Кожа их мягкая блестящая, но может быть холодной и бледной. Глаза их глубокие, как правило, черного или карего цвета. Они терпимы, спокойны, однако обнаруживают следы алчности, привязанности, собственничества. Их понимание медленное, но устойчивое.

Вышеперечисленные описания отражают чистый аспект каждого из составляющих элементов. Однако тип личности обычно характеризуется сочетанием всех трех доша с преобладанием одного или двух. Индивидуальная конституция обуславливает предрасположенность к болезням. Например, личности капха имеют определенную тенденцию к приступам тонзилита, бронхита, закупорке легких. Личности питта склонны к заболеваниям желчного пузыря и печени, язве пищеварительного тракта. Люди вата страдают от болезней в нижней части спины, артрита, ишиаса, невралгии. Дисбаланс индивидуальных свойств в определенных местах создает сбой работы организма, что приводит к возникновению болезней.

Определив тридоша личности, врач-аюрведист внимательно изучает форму и состояние языка, ногтей, губ и глаз. Кроме того, он производит ощупывание, выстукивание и опрос пациента, а также делает анализ его мочи, стула, мокроты и испарины. Исследует речь и физиогнонику пацианта. На основе такого комплексного обследования ставится диагноз. По теории Аюрведы все болезни возникают в слабых местах организма, где нарушено равновесие телесных свойств вата-питта-капха, в результате накопления в них вредных веществ (токсинов). Поэтому лечение направлено на удаление токсинов и их нейтрализацию. Это реализуется как на физическом, так и на эмоциональном уровнях.

Аюрведа считает, что подавление негативных эмоций становится причиной дисбаланса тридоша и возникновения болезнетворных токсинов. Так например, подавление страха приводит к нарушению в почках, гнева - к нарушениям сердца. Необходимо научиться не подавлять, а наблюдать эти эмоции. Познав их природу, осознав причины их возникновения, человек может избавиться от всех негативных эмоций.

На физическои уровне для экстренной борьбы с заболеванием Аюрведа предлагает пять основных процессов по выведению вредных веществ из организма. Они таковы: терапевтическая рвота, слабительные средства, лекарственная клизма, прием лекарства через нос и кровопускание. Эти методы, по мнению Аюрведы, эффективно очищают организм и приносят временное облегчение, но необходимо не допускать последующей зашлаковки организма, то есть научиться осуществлять нейтрализацию токсинов. Для этого Аврведа разработала комплексы профилактических мер, рекомендуемых в зависииости от характеристик тридоша инцивидуума. Основа подобных комплексов - правильно сбалансированная диета. Большое внимание уделяется и тому, с каким настроением и сколько надо принимать пищи за один раз, рекомендуется также практиковать посты.

Зародившись в Инции, Аюрведа гармонично связана с йогой. Иогические упражнения не только укрепляют тело в целом, но и имеют целительный эффект, поэтому Аюрведа рекомендует конкретные виды упражнений для разных индивицуумов, а при недомоганиях - советует использовать целебные свойства трав и растений, а также драгоценных камней, металлов и цветов радуги.

Отличясь ярко выраженным индивидуальным подходом и акцентируя внимание не на одноразовом медикаментозном лечении, а на необходимости соблюдения определенного образа жизни до появления первых симптомов болезни, Аюрведа действительно заслуживает свое название - "наука жизни".