Cтратегия "золотой
середины"
Аннотация. Краткая история
понятия "золотой середины".
Применимость "закона золотой
середины" лишь к "параметрам
интенсивности":
мало-средне-много,
маленький-средний-большой.
Неприменимость к оценке "степени
совершенства" типа красоты, ума,
правдивости, здоровья,
справедливости и т.п. Необходимость
"очистки" нашего знания от
абсолютных, идеальных
представлений, принимающих на
шкале интенсивности значения нуль
и бесконечность, так как они ложны и
в реальном мире отсутствуют.
Примеры абсолютных идей в истории
человечества с их
дестабилизирующей ролью:
абсолютной власти фараонов,
диктаторов и политических партий,
абсолютного равенства при
социализме, крайней убежденности
или фанатизма, полной свободы или
анархии, неограниченной
экономической свободы т.е. власти
денег и т.д. Как любой цвет может
быть получен смешением трех
основных цветов, так и любая
политическая позиция имеет три
измерения: свобода, национальное
измерение от национал-мазохизма до
национал-шовинизма и координата
благосостояния от нищих до
мультимиллиардеров. Для
стабилизации общества все три
координаты должны быть приведены в
состояние баланса крайностей, т.е. к
золотой середине: равновесие
свободы личности и ее
ответственности перед обществом;
баланс прав человека и прав народа
на самоопределение, т.е. здоровый
патриотизм; золотая середина при
распределении благ между
социалистическим равенством и
капиталистическим неравенством,
для чего шкала богатства должна
быть ограничена сверху принципом
по труду, так как способности и
таланты человека ограничены.
Последнее может быть достигнуто
научно обоснованными налоговой и
банковской реформами. Принцип
золотой середины приметим также в
философии, этике и т.д.
1. Что такое "золотая
середина": выработанная веками
народная мудрость, проявление
здравого смысла, правило поведения
или закон природы? Ниже я
постараюсь показать, что это такой
же универсальный закон природы как,
скажем, закон всемирного тяготения.
Понятие золотой середины далеко не
ново. О нем писали еще Конфуций (551-479
до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).
Тем не менее эта концепция еще не
нашла широкого применения в жизни,
что объясняется целым рядом причин:
неупорядоченностью,
раздробленностью и
противоречивостью наших знаний,
большим числом заблуждений, а также
неопределенностью области
применения и нечеткостью самой
формулировки концепции,
утверждающей, что истина обычно
посредине. Часто можно слышать:
"Правило золотой середины
неверно. Что хорошего, если в
политике или науке сидят
посредственности, т.е. люди со
средними способностями? Или
школьник учится посредственно?
Однако эти примеры неудачны.
Правило, точнее, закон золотой
середины (ЗЗС) не применим к степени
совершенства, например, к мере
оценки красоты, ума, правдивости,
честности, прилежности, здоровья,
справедливости, качества. Здесь
действует принцип "чем больше,
тем лучше". Неприменим он и к
чисто геометрическим параметрам,
например, к середине Европы, центру
Земли, и т.д. ЗЗС применим лишь к
параметрам интенсивности: очень
мало-мало-средне-много-очень много,
например, холодно-нормально-жарко,
тихо-нормально-громко,
низкий-средний-высокий (рост
человека) и т.д. Таких параметров в
мире очень много и поэтому ЗЗС
довольно универсален. А степень
совершенства достигает максимума,
как я покажу ниже, именно при
средних параметрах интенсивности.
Но чтобы эффективно применять ЗЗС,
нужно наше знание сначала
упорядочить, т.е освободить от
противоречий и сделать его
целостным.
2. Причины глобальных кризисов
нашего времени. На рубеже 2-го и 3-го
тысячелетия мы вынуждены
констатировать, что наше "древо
знаний" все больше разветвляется
и дробится на изолированные друг от
друга части. Пропасти растут не
только между естествознанием и
гуманитарными науками, но и между
отдельными научными направлениями
внутри этих областей знания. Мы
являемся свидетелями (и
участниками) ведущего в тупик
строительства новой, теперь уже
научной, "Вавилонской башни". В
чем же причина такой ситуации?
Фридрих Ницше еще в конце прошлого
века предсказывал, что 20-й век будет
веком переоценки всех ценностей. С
одной стороны, многочисленные
религиозные и трансцедентальные
мировоззренческие системы
постепенно теряют под давлением
науки и фактов реальной жизни свою
убедительность. С другой стороны,
раздробленная наука не в состоянии
предложить новые
морально-этические нормы жизни.
Устаревшие религиозные моральные
заповеди (точнее: запреты)
заменяются не новыми, научно
обоснованными нормами, а пустотой,
вакуумом, аморальностью. Отсюда
потеря ориентировки, неуверенность
в завтрашнем дне, рост преступности
и нигилизма, жизнь по принципу
"после нас хоть потоп".
Но такое переходное состояние
общества не может продолжаться
долго. Жгучие глобальные
мировоззренческие, экологические и
энергетические проблемы должны как
можно быстрее найти свои решения в
новом целостном мировоззрении,
иначе мир окончательно погрязнет в
хаосе "конца света". Реальный
мир целостен, все части его
причинно связаны, сплетены между
собой, поэтому и знания,
представления об этом мире,
отражения этого мира должны быть
целостными. Человек же является
составной частью природы и поэтому
может развиваться лишь по тем же
законам, что и сама природа, а не по
законам, изобретенным
священнослужителями, политиками
или жаждущими власти сумасшедшими.
Законы развития общества - это
продолжение законов эволюции
природы, которые однако
окончательно еще не выявлены и не
сформулированы (и здесь, как будет
показано ниже, может помочь ЗЗС).
Наше сегодняшнее знание кажется
безбрежным океаном, который не
вместить в одну голову. Или
гигантским деревом с бесконечным
числом листочков-фактов. Но если
перейти с листочков ближе к стволу
дерева знаний, то можно убедиться,
что число фундаментальных
принципов естествознания и
гуманитарных наук ограниченно и
вполне поддается анализу. И этот
анализ выявляет следующее
фундаментальное противоречие.
Наше знание, вклучая и научное,
является произвольной смесью из
противоречащих друг другу
абсолютных (идеальных,
неограниченных, независимых) и
относительных (сравнимых, конечных,
взаимозависимых, т.е. связанных
между собой) представлений. Однако
абсолютное (напр. абсолютный нуль
температуры, абсолютная пустота,
абсолютно твердое, абсолютно
черное или абсолютно прозрачное
тело, идеальное зеркало, идеальный
преобразователь одного вида
энергии в другой, т.е. вечный
двигатель, и т.д.) никогда не
наблюдалось и не было обнаружено
или достигнуто в экспериментах. К
тому же абсолютное противоречит
принципу причинности, оно рвет
причинно-следственные связи (напр.
абсолютно твердое тело совершенно
не деформируется, на нем не
остается следов воздействий на
него). И если мы хотим оставаться на
почве реальности, мы должны
признать, что абсолютное в реальном
мире не существует (а лишь в голове,
в воображении, в математике). Если
проследить историю под этим углом
зрения, можно убедиться, что в
процессе развития человечества
доля его абсолютных представлений
постепенно уменьшается и
заменяется относительными,
сравнимыми, причинно связанными,
целостными. Человечество
постепенно, методом проб и ошибок,
приближается к Истине.
3. Абсолютное в естествознании.
Фундаметном естествознания
считается, как известно, физика.
Если проанализировать основы
физики на наличие абсолютностей, мы
обнаружим их там большое
количество. Как их узнавать?
Дело в том, что идеальные объекты
характеризуются параметрами,
равными нулю или бесконечности.
Абсолютно твердое тело имеет
бесконечную твердость, абсолютно
прозрачное тело - нулевое
поглощение света, идеальный
теплоизолятор - нулевую
теплопроводность. Обычно у каждого
параметра есть свой
"антипараметр":
теплопроводность - тепловое
сопротивление, электропроводность
- электрическое сопротивление,
тепловые потери - добротность (у
колеблющихся систем) и т.д. У
идеальных объектов один из парных
параметров равен нулю, а второй -
бесконечности. Итак, наличие в
какой-либо теоретической модели
хотя бы одного параметра, равного
нулю или бесконечности, является
сигналом необходимости проверки ее
на ложность.
Возьмем теорию относительности
Эйнштейна, считающуюся высшим
достижением человечесокого разума.
На самом деле это две теории
(специальная и общая),
противоречащие друг другу. В одной,
например, эфир отвергается, в
другой - считается необходимым.
Принятая в специальной теории
модель пустого пространства (с
нулевой средней плотностью)
является абсолютностью, как и
абсолютно неизменная и предельная
для движущихся систем скорость
света. В модернизированной теории
"физического вакуума" средняя
плотность пространства остается
равной нулю. В мире опубликованы
десятки книг, опровергающих теорию
относительности (подробнее см. в
книге автора "Золотая
середина...").
На этой теории базируется
космологическая модель Большого
взрыва нашей Вселенной, которая
тоже содержит абсолютности (ошибки
в фундаменте здания науки множатся
на всех этажах). Одна из них: нулевое
время, т.е. внезапное возникновение
расширяющейся Вселенной из ничего
и без каких-либо причин. Согласно
этой модели Вселенная возникла
случайно, так же случайно сотни ее
параметров соответствуют
возможности существования в ней
жизни и разума. Наша реально
существующая Вселенная по этой
теории крайне маловероятна, т.е.
попросту говоря, невозможна!
Квантовая механика вынуждена была
изобрести из-за пустоты
пространства специально для
микромира "статистическую"
причинность, "плотность
вероятности", "дуализм
волна-частица" и другие, не
укладывающиеся в здравый смысл
модели. Поэтому до сих пор
неизвестно, из чего состоят
элементарные частицы и почему у них
именно такие параметры. И все это
было провозглашено "победой над
обывательским здравым смыслом",
а математика с ее идеальными
понятиями стала вместо реальной
практики "путеводной звездой"
физики. Один из побочных эффектов:
полное непонимание такой физики
непрофессионалами, а значит,
бесконтрольность и
неэффективность расходования
миллиардных средств.
К абсолютностям можно отнести и
мировые физические константы
(например, гравитационную
постоянную, скорость света,
параметры элементарных частиц и
др.), которые по современным
представлениям физиков в течение
миллиардов лет остаются абсолютно
неизменными, что приводит,
например, к абсурдным выводам в
палеоклиматологии, например,
жаркий климат из-за тепличного
эффекта.
Другие разделы естествознания
перенимают ложные абсолютные
представления физиков и тоже
попадают в тупики. В геологии
накоплены сотни фактов,
доказывающих, что земной шар
постепенно растет по массе и объему
и изнутри разогревается, а
литосфера дробится на все более
мелкие континенты, которые
удаляются друг от друга. Но
представление физиков о пустом
пространстве блокирует замену
устаревшей модели тектоники
континентальных плит (с неизменным
радиусом и массой Земли) на новую
модель роста и расширения
(экспансии) земного шара (так как
"неоткуда" взяться новому
веществу в недрах Земли). А
потепление климата, вызванное
постепенным разогреванием недр
Земли, используется "атомными"
энергопроизводителями для
устранения своих
"каменноугольных"
конкурентов, выбрасывающих в
атмосферу углекислый газ,
приводящий якобы к тепличному
эффекту. При этом нагнетание
панических настроений облегчает
выуживание денег из карманов
налогоплательщиков.
В биологии до сих пор не
установлены причины и механизмы
эволюции живого. Эволюция якобы
случайна и "бесцельна",
дарвинизм противоречив и
неубедителен. В этих условиях
гипотеза Создателя получает второе
дыхание. Статистический анализ
открытых химических систем с
произвольным составом на уровне
энергий их межатомных связей
показывает, что эти системы
отбирают из окружающей среды такие
вещества, которые постепенно
снижают их свободную энергию, т.е.
стабилизируют, приводя их в
конечном итоге к температуре 37 °С и
химическому составу тела человека
(см. серию публикаций автора с 1982 по
1999 год).
Сознательное устранение
"остатков" абсолютного дает
возможность постройки простой,
обозримой и целостной картины мира.
Если принять, что пространство
имеет свойства жидкости с очень
малой вязкостью и плотностью
(аналог квантовой жидкости гелия-II),
то все структуры Вселенной от
элементарных частиц до галактик и
физических полей можно представить
в виде вихрей (вихревых колец,
вихревых нитей) этой жидкости. При
этом квантовая механика становится
разделом гидродинамики (такую
возможность Madelung показал еще в 1926
г.). Вихревые структуры в этой среде
легко образуются и долго
существует, поэтому просходит их
накопление (П. Дирак). Это приводит к
медленному однонаправленному
изменению физических констант, что
является причиной времени.
Эволюция (развитие,
самоорганизация) в этой целостной
картине мира может быть
представлена как непрерывный
процесс вымирания нестабильных и
потому короткоживущих крайностей и
приближения к стабильной золотой
середине на всех уровнях
организации мироздания, напр. в
физике (наиболее стабильные
элементарные частицы имеют средние
параметры), в химии (химические
связи со средними параметрами
наиболее распространены), в
биологии (средние параметры живых
организмов наиболее
распространены, живое стремится к
средней температуре 310 К или 37°С и
т.д.
4. Из истории абсолютного в
обществе. Как показывает история
человечества, в обществе крайние
состояния тоже нестабильны и
существуют поэтому относительно
недолго, напр. абсолютная власть
фараонов, королей, диктаторов и т.д.
Во Франции даже была эпоха
абсолютизма при Людовике XIV. Более
"современные" формы
абсолютной власти называются
тоталитаризмом (нацизм в Германии,
большевизм-сталинизм в СССР, маоизм
в Китае). На Западе, называющем себя
демократическим, господствует
власть денег, с помощью которых
манипулируются политики и
оплачивается "четвертая"
власть - средства массовой
информации.
Фанатизм или крайняя религиозная
убежденность тоже абсолютность.
Попадаются и абсолютно убежденные
в своей правоте ученые, хотя суть
подлинной науки - в периодической
ревизии дотигнутого и постоянном
поиске Истины.
В борьбе с религиозным догматизмом,
превращающем человека в овечку,
манипулируемую абсолютным
пастырем, в 17. веке началось
движение Просвещения (Декарт,
Вольтер, Руссо и др.), которое затем
тоже переросло в крайность (маятник
истории не может остановиться
посредине!). Был абсолютизирован
человеческий разум, возникло
представление о "всемогущем
покорителе природы", в том числе
и природы человека. И не только
сибирские реки чуть было не потекли
вспять, но и из "человеческой
массы" стали лепить особого
"советского строителя
коммунизма" с извращенными
представлениями о своем прошлом и
выхолощенным национальным
самомознанием. И хотя эти
эксперименты, стоившие сотни
миллинов жертв, провалились,
"сверхчеловеки" упорно
продолжают их на Западе в виде так
называемого "мультикультурного
общества".
Постулат абсолютного равенства
людей был теоретической базой
социализма- коммунизма. Теория
мультикультурного общества
строится на равенстве прав граждан
данной страны и "прав
человека", под которым
подразумевается иностранец (если
заглянуть в будущее,
мультикультурное общество все
равно рано или поздно становится
моноэтническим: побеждает тот, кто
быстрее всех размножается, свежий
пример - Косово, турки в Германии
этот "метод" тоже знают).
Сопротивление "коренных"
граждан засилию иностранцев
подавляется под вывеской борьбы с
расизмом, нацизмом и т.д. При этом
права народов на самоопределение
почему-то игнорируются. Так в
начале этого года почти 30%
австрийцев вдруг оказались
"правыми экстремистами" и
подвергаются со стороны
демократов(!) всей Европы угрозам и
шантажу. Попытки
интернационалистов создать
гомункулуса без национальных
корней проводились и в СССР, но
окончились полным провалом. Однако
"вечно вчерашние" упорно
ставят все новые эксперименты.
Абсолютизация "исторической
вины" немцев Германии, вырванной
из исторического контекста
надвигавшейся с Востока кровавой
"мировой революции", служит
воспитанию покорных людей, готовых
платить все новые, растущие по
масштабам миллиардные
"компенсации", хотя жертвы
нацизма уже почти вымерли. По этой
идеологии (корни которой идут из
Торы) вину преступника и страдания
жертвы можно передавать по
наследству, из поколения в
поколение! А значительно большие,
хотя бы по числу погибших, жертвы
большевизма-коммунизма не получили
даже моральной компенсации. Такая
"политика" чревата новыми
взрывами.
Абсолютизация свободы личности
(либерализм) ведет в эгоизму и
индивидуализму и ослабляет чувства
солидарности и взаимопомощи.
Абсолютизация свободы экономики
(неолиберализм) ведет к появлению
транснациональных
корпораций-спрутов, финансовая
власть которых превосходит власть
правительств на данной территории,
к распаду национальных государтв, к
так называемой глобализации, цель
которой состоит в мировом
господстве кучки банкиров. Сегодня
около 300 мультимиллиардеров имеют
столько же богатства, сколько
беднейшая половина человечества!
Неограниченная "свободная
любовь" обесценивает отношения
мужчины и женщины. Сегодня
"пионеры сексуальной
революции" (США, Швеция) уже
поняли, что любовь, верность и семья
красивее и стабильнее, чем
безграничная (животная!)
сексуальная свобода. Все почему-то
удивляются, почему на Западе растет
число изнасилований, особенно
детей. Это дорогая цена половой
свободы, поиск экзотики.
Соучастниками этого преступления
являются "прогрессивные"
телевизионные модераторы, усердно
разрушающие последние секс-табу и
моральные нормы и выставляющие на
посмешище стеснительных
(воспитанных!) людей (эти журналисты
знают, что на вкрытии преступлений
сильных мира сего карьеру не
сделаешь!).
5. О целостной и объективной
политике. Существует целостная
медицина, которая рассматривает
пациента не как "подвижный
желудок", "ходячее сердце"
или "устройство для заглатывания
таблеток", а как человека в целом,
так как все его органы
взаимосвязаны и влияют друг на
друга. Существует также целостное
мировоззрение (голистика), которая
исследует мир как целое. Политика
до этой стадии развития еще не
дошла.
В мире существует множество
"узко специализированных"
политических партий. Либералы
борются за свободу, социалисты - за
равенство, зеленые - за сохранение
оружающей среды. Некоторые партии
борются за сохранение своей нации,
другие - за религиозное устройство
общества, за монархию, анархию и т.д.
Есть партии автомобилистов,
любителей пива, пенсионеров и пр., и
пр.
Но в центре политики должен стоять
человек, который хочет быть
одновременно свободным и
равноправным, жить в чистой и
безопасной среде, иметь надежное
будущее для себя и своих детей.
"Человек - мера всему" - сказал
Протагор еще 2500 лет назад. Целью
политики должно быть
удовлетворение всех материальных и
духовных потребностей человека,
политика должна быть целостной. Но
этого мало, она должна быть еще и
объективной.
Политолог Филип Тетлок из
Огайского унивеситета (США) в
течении многих лет собирал
прогнозы политэкспертов о
предстоящих политических событиях.
После анализа прогнозов оказалось,
что они подтвердились примерно в 51%
случаев. По теории вероятности для
случайных событий подтверждения
составляли бы ровно 50%. Так что сила
предвидения хорошо оплачиваемых
экспертов практически не выше, чем
у ... подброшенной монеты!
Но это не проявление глупости
экспертов, а характеристика
хаотичности, непредсказуемости,
субъективности политики. Кто может
растолковать суть "нового
мышления" Михаила Горбачева? Или
"geistig-moralische Wende" Гельмута Коля?
Или "Ruck durch Deutschland" Романа
Герцога. Или разницу между
"старой" серединой Коля и
"новой серединой" Шредера? Все
это вопросы без ответов. Как же
освободиться от субъективности в
политике?
Одномерная политическая схема
"правые-левые" давно устарела
и ведет к путанице и субьективизму.
Обозначения типа правый или левый
либерал, правый или левый патриот,
социал-демократ и т.д. можно
представить в виде комбинаций из
трех рассматриваемых ниже
политических измерений или
параметров (как любой цвет является
комбинацией из трех основных
цветов). Каждый политик (или
гражданин) может быть представлен в
этом трехмерном политическом
пространстве в виде точки. Партии
состоят из фракций, крыльев и т.д. и
образуют "облака" точек своих
членов.
6. Трехмерное политическое
протранство. Первое измерение
отображает свободу человека,
которая простирается от нуля
(рабство, тоталитаризм) до 100%
(анархия). Можно в первом
приближении выделить пять ступеней
свободы человека:
1. Я отказываюсь от собственных
интересов и посвящаю свою жизнь
богу, царю, родной КПСС, Гитлеру и
т.д.
2. У меня есть права и желания, но я
их ограничиваю, так как интересы
моего господина, моей партии, моего
государства важнее.
3. Мои личные интересы не менее
важны, чем интересы общества.
4. Мои удовольствия для меня самые
важные, но, к сожалению, приходится
"отвлекаться" на
зарабатывание средств к
существованию.
5. Я для себя высшая ценность, мои
удовольствия для меня самое важное,
все равно, за чей счет.
Очевидно, что общество наиболее
стабильно при 50% свободы, т.е. когда
свобода граждан уравновешивается
их чувством ответственности, т.е.
сознательным самоограничением
своей свободы в интересах общества,
что соответствует третьей ступени.
Второе, национальное измерение
простирается от крайнего
национального мазохизма или
комплекса неполноценности (0%) до
крайнего, гипертрофированного
национализма (100%). По принятой нами
пятиступенчатой схеме это выглядит
так:
1.Мы, немцы (русские, турки, евреи и
т.д.) не соль земли, наша история
показывает, что мы потенциальные
преступники, чем раньше Германия
(Россия, Турция, Израиль) исчезнет с
лица Земли, тем лучше.
2. Иностранцы обычно лучше нас, мы
должны их принимать такими, какие
они есть.
3. Мы не хуже, но и не лучше других
народов. Все имели темные и светлые
времена в своей истории. Немецкий
(русский и т.д.) народ тоже имеет
право на самоопределение.
4. Мы умнее, трудолюбивее,
путктуальнее, демократичнее других
народов.
5. Мы по всем статьям самые
наилучшие. Другие народы должны нам
подчиняться.
Стабильная середина - третья
ступень - соответствует равновесию
между самоуважением и уважением
других наций и народов и может быть
названа здоровым патриотизмом.
Третье измерение, социальное
(бедные-богатые) описывает степень
равномерности распределения
богатств. Равномерное
распределение (социализм)
уничтожает стимул к добросовестной
работе и не имеет поэтому будущего
(доказательство: развал
"социалистического лагеря").
Крайне неравномерное
распределение, когда
мультимиллиардер в миллионы раз
богаче бедняка (капитализм) тоже
нестабильно, так как оно нарушает
справедливый принцип по труду.
1. Бедняки всех стран соединяйтесь
чтобы отнять у богатых их
богатство.
2. Хотя мы мало зарабатываем, мы
платим больше налогов, чем богатые.
3. Кто много и честно работает,
должен и жить зажиточно. Каждому по
труду.
4. Нужно любым путем стать богатым,
тогда будешь иметь все.
5. Нам богатым принадлежит все в
этом мире. За наши деньги мы купим
все, включая и власть.
И здесь третья ступень тоже самая
разумная. Способности человека
ограничены (как все в этом мире!) и
различаются всего в 5-10 раз. А
значит, миллиарды не могут быть
заработаны, а лишь присвоены. Эту
несправедливость можно устранить
не новой пролетарской революцией, а
введением верхней границы доходов
через научно обоснованную (а не
основанную на интуиции политиков,
как сейчас) налоговую систему
(подробности в упомянутой книге
автора). Одновременно должны быть
отменены и другие законы,
противоречащие принципу по труду:
проценты при ссуживании денег, а
также частная собственность на
землю и на полезные ископаемые.
Деньги должны при хранении не
множиться, а "стареть",
"усыхать", как и любые
продукты, эквивалентами которых
они являются. Основы такой реформы
разработал еще в начале 20. века
швейцарский экoномист Сильвио
Гезель (Silvio Gesell). Эти меры позволят
радикально оздоровить моральную
атмосферу в обществе
Цель целостной политики -
сформулировать и реализовать такие
законы, при которых общество
находилось бы как можно ближе к
среднему состоянию одновременно по
всем трем названным политическим
измерениям (в будущем можно ввести,
если необходимо, дополнительные
измерения, например,
экологическое). Объективная
середина - это всегда динамическое
равновесие противоположностей.
Мы должны отказаться от
примитивного черно-белого
двоичного "или-или"-мышления и
перейти к троичному балансу
противоположностей:
левое-середина-правое. Не "или
конкуренция, или солидарность"
по Кропоткину, а "и конкуренция, и
солидарность". Не большевистское
"кто не с нами, тот против нас",
а "за нормализацию и разумный
баланс интересов". Путь в
"светлое будущее" лежит между
Сциллой абсолютного равенства
(социализма) и Харибдой абсолютного
неравенства (капитализма), между
крайним национализмом и
мультикульти-винигретом, между
тоталитарной несвободой и
разнузданной анархией, в
приближении к вершине разумности,
красоты и справедливости, к золотой
середине!
Основные философские течения:
матерализм (материя первична,
сознание вторично, бытие
определяет сознание) и идеализм
(дух первичен, материя вторична, дух
определяет бытие) являются двумя
сторонами (крайностями) одной
"медали" - целостной философии,
суть которой можно наглядно
изобразить в виде кольца "бытие
определяет сознание, а сознание в
свою очередь определяет бытие".
Многочисленные морально-этические
нормы возникали и развивались из
стремления людей к стабильной, т.е.
справедливой жизни. Целостная
этика отказывается от любых
абсолютизаций типа религиозных
заповедей (неограниченных: добра,
самопожертвования, покорности,
толерантности и т.д.) и мифического
"первородного греха" и ставит
своей целью процветание всего
человечества на основе взвешенных
моральных норм, исходящих из
здравого смысла.
В заключение следует подчеркнуть,
что изложенная стратегия золотой
середины может стать эффективным
инструментом в борьбе с
экстремистскими силами, жаждущими
мирового господства.
Некоторые публикации автора по
теме:
1. Эстерле О.В. О статистических
свойствах валентных электронов.
ЖФХ АН СССР, 60, 1, 1986, с. 137-142, Москва.
2. Эстерле О.В. 36,6°C - нормальная
температура робота. Изобретатель и
рационализатор, 6, 1987, с. 28-29, Mосква.
3. Эстерле О.В. Диссертация на
соискание степени доктора
геолого-минералогических наук.
ИМГРЭ, 1990, Москва.
4. Oesterle, O. On general principles of evolutionics. 4, 1990,
p.1-5, Center for Systems Rese-arch, University of Alberta,
Edmonton, Canada.
5. Oesterle, O. Ausweg aus der Sackgasse. Ein ganzheitliches
naturwissenschaftliches Welt-bild. S. 1-131, Jupiter-Verlag,1996,
Zürich.
6. Эстерле О.В. Как устранить
противоречия в фундаменте физики?
Физические идеи России. 1, 1996, стр.
47-53, Москва.
7. Oesterle, O. Goldene Mitte: Unser einziger Ausweg. Vom
zersplitterten zum ganzheitlichen Wissen. 1-203, Universal
Experten Verlag, 1997, Rapperswil, Schweiz.
8. Oesterle, O. Die Physik des Jenseits. "Die andere
Realität", 4/99, S. 21.
9. Oesterle, O. Die Politik des Mittelwegs. Grundlagen
für einen ganzheitlichen und objektiven Weg. "Der
3. Weg", 2/2000, S. 29-33.
Доктор геол.- мин. наук, инж.
электросвязи О.В. Эстерле
Адрес: Dr. Otto Oesterle, Finowstr. 26, D-12045 Berlin,
Tel.+Fax 0049 30 6813927, E-mail: ottesterle@freenet.de
Интернет: www.freenet.de/oesterle