(Эссе о Илье
Пригожине)
Илья Романович Пригожин
родился 25 января 1917г. в Москве.
В 1921г. семья Пригожиных
эмигрировала из России. Сейчас
Илья Пригожин (Ilya Prigogine)
гражданин Бельгии, лауреат
Нобелевской премии по химии
1977г. за работы по термодинамике
необратимых процессов и
химических колебательных
систем, введение таких понятий,
как самоорганизация и
диссипативные структуры,
директор Международного
института физики и химии
Свободного университета в
Брюсселе, директор Центра
обучения статистической
механики и комплексных систем
Техасского университета, США.
Илья Пригожин состоит членом 70
академий (в том числе РАН) и
ученых обществ в 21 стране и в
нескольких международных
организациях, почетным
доктором 38 университетов и
институтов в 19 странах,
удостоен 22 ученых премий и
стольких же научных медалей.
Илья Пригожин еще в начале
своей научной деятельности
сделал исторический анализ
развития науки и вскрыл ряд
противоречий:
Я пришел к убеждению, что
если наука изучает только
обратимые явления, то причину
следует искать только в том,
что она исследует
сверхупрощенные явления, в
которых необратимость не
играет сколько-нибудь
значительной роли1…
Можно сказать, что понятие
нестабильности было в
некотором смысле
идеологически запрещено. А
дело заключается в том, что
феномен нестабильности
естественным образом приводит
к весьма нетривиальным,
серьезным проблемам, первая из
которых – проблема
предсказания2.
В то время когда все пасуют
перед проблемой предсказания и
неопределенностью, Пригожин
смело и последовательно
борется с этим
“детерминистским хаосом”,
обратимостью времени, развивая
философию нестабильности,
привнося “эмоциональный
элемент” - человеческий,
природный фактор в науку:
…из ньютоновской механики,
теории, которую отождествляли
с триумфом науки, с самого
начала следовало радикальное
отрицание времени…
фундаментальные законы
природы игнорируют стрелу
времени. Феноменология также
отвергает стрелу времени. Но
что это за наука, которая
отбрасывает жизнь, и чего стоим
мы, превратившие эту науку в
феноменологию? … Перед нами
встает необходимость
пересмотра самого понятия
закона природы. Мы не можем
более соглашаться с законами,
утверждающими эквивалентность
между прошлым и будущим, не
замечая идеологического
конфликта между обратимым
временем (как это обстоит,
например, в ньютоновской
физике) и необратимым
становлением нового (как это
обстоит в термодинамике).
Вернемся в XIX век, к тем
годам, когда Дарвин выпустил в
свет "Происхождение
видов" (1859). Труд Дарвина ввел
в естественные науки новую
парадигму, основанную на идее
эволюции. Дарвин не только
попытался убедительно
доказать самый факт эволюции,
но и высказал гипотезу
относительно того, что в основе
механизма, который
обусловливает эволюцию, лежат
флуктуации и усиление. Через
шесть лет Клаузиус
сформулировал второе начало
термодинамики. Это событие
стало как бы ответом физики на
вопрос, заданный биологией.
Второе начало подразделяет
физическое явление на
обратимые и необратимые во
времени; последние производят
энтропию. Отсюда следует
знаменитый принцип Клаузиуса:
энтропия во Вселенной
возрастает. (Во времена
Клаузиуса полагали, что
Вселенная ведет себя как
замкнутая система.) Немногие
физики и математики серьезно
восприняли взгляды Клаузиуса.
Исключением был Больцман. Для
него XIX век был веком Дарвина, а
понятие эволюции было
существенным элементом в
описании природы. Больцман
попытался пойти дальше и
предложил динамическую
интерпретацию возрастания
энтропии.
Подобно Дарвину, Больцман
считал, что необратимость
возникает на уровне популяций.
Столкновения между молекулами
приводят большую систему,
например, газ, в состояние
равновесия. Но публикация
работы Больцмана послужила
толчком к кризису. Разве не
противоречила логике попытка
вывести необратимость из
законов динамики, которые, как
показал Ньютон, обратимы во
времени? Великий математик
Анри Пуанкаре выразился по
этому поводу весьма резко:
попытка Больцмана внутренне
противоречива с самого начала.
Отрицательное суждение столь
крупного ученого должно было
бы вызвать в физике настоящий
кризис, поскольку под сомнение
были поставлены основы нашего
мышления. Что означает
"мыслить", если время не
течет? И разве мы не знаем
сегодня, что головной мозг в
действительности представляет
собой орган, ориентированный
во времени? Будущее, наши планы
на завтра, обрабатывается
другими частями мозга, чем те, в
которых хранится наша память.
Как ни странно, поражение
Больцмана рассматривалось как
триумф. Триумф вневременного
видения. Разве не вопрошал
Эйнштейн неоднократно:
"Время (рассматриваемое как
необратимость) - это
иллюзия?" 1 … Идея
детерминистических
фундаментальных законов все
больше и больше изолирует
физику. Поэтому нашу
деятельность мы вправе
рассматривать как еще один шаг
в направлении эрозии
детерминизма3.
Но, на мой взгляд, не
правильно слишком
прямолинейно понимать, что
Пригожин отошел от
детерминизма в науке,
направляя всю свою
деятельность на “эрозию
детерминизма”. Наоборот, Илья
Пригожин раздвинул границы
детерминизма – от
детерминизма определенности следствий
до понимания природы и роли причин
– “эмоционального элемента”
в философии нестабильности:
Наука, которая, как мы
видели, начиналась под знаком
прометеевского утверждения
силы разума, завершилась
отчуждением. Что может сделать
человек в детерминистической
Вселенной, в которой он
чувствует себя чужаком?
Беспокойство по этому поводу
выражено во многих работах,
например, у Жака Моно, который
говорит о человеке как о
бездомном цыгане, бродящем на
окраине Вселенной, или у
Ричарда Тарнаса, который пишет:
"Самым страстным желанием
западного разума было
воссоединиться с основами
бытия". Я считаю, что эта
мысль верна и что мы
действительно живем в период
воссоединения, поиска
единства, свидетельством чему
тот глубокий интерес к природе,
который проявляют в наши дни
многие молодые люди, и растущая
солидарность человека со всеми
живыми существами.
Наука - выражение культуры.
Ее границы трудноопределимы. В
XIX веке Фарадей предпочитал,
чтобы его называли
натурфилософом, а не ученым.
Термин "наука" в его
современном значении не
использовался до XVII века. Но
как бы его ни понимали, он в
любом случае означал диалог
человека с природой. Но природа
не есть нечто данное: она
подразумевает какую-то
конструкцию, в которую
включены и мы.
Эмоциональный элемент был
вполне очевиден в период
формирования западной науки,
но с конца XVIII века основной
акцент делался на разуме, на
логической необходимости. Кант
высказал сомнение в том, что
такая вещь, как научное
творчество, вообще существует.
Законы природы были открыты
раз и навсегда Ньютоном;
осталось лишь применять их к
более широкому кругу явлений.
Наука - это диалог между
человеком и природой, - диалог,
а не монолог, как показали
концептуальные трансформации,
происшедшие за несколько
последних десятилетий. Наука
стала частью поисков
трансцендентального, общих
многим видам культурной
деятельности: искусству,
музыке, литературе1.
В заключение можно сказать,
что Илья Пригожин стал
своеобразным “еретиком” в
материализме изменив его
главную парадигму: не бытие
определяет сознание, а
сознание определяет бытие,
призывая задуматься и
вернуться к пониманию роли
воли духа человека и Природы на
процессы и явления окружающего
мира, выступая за науку
которая, сохраняя
аналитическую точность, будет
носить целостный взгляд на мир,
объединяющий
детерминистический внешний
мир следствий и
индетерминистический
внутренний мир причин,
символом которых и является
стрела времени. Если в этой
цепочке рассуждений сделать
еще один шаг: понять, что
причина является, в свою
очередь, следствием для более
ранней причины, то все явления
всегда детерминистические со
стороны причин и
непредсказуемы со стороны
следствий, а при их цельном
рассмотрении картина опять
становится
детерминистической, просто
нужно преодолеть
психологический барьер - что мы
не всегда являемся причиной –
“Царем Природы”, но всегда
одновременно являемся
частичкой в Едином Мире
Природы.
Владимир Бердинских
|