О нас | Физика и техника | Философия | УФО-логия | Астрология | Медицина | Прочее | Конференции | Каpта Сайта | Поиск |
Механизм возникновения аэродинамического лобового сопротивления
Эта работа
относится к области аэродинамики.
Существующее представление о
механизме возникновения
аэродинамического сопротивления
тела при движении в среде с
дозвуковой скоростью существенно
отличается от описанного мной.
Оригинальность подхода к проблеме
аэродинамического сопротивления
заключается в том, что при движении
тела в среде, передняя часть его
является источником волн
возмущений окружающей среды, а
задняя часть стоком этих волн
возмущений. И лобовое
сопротивление возникает в
результате потери энергии волновых
возмущений в окружающей среде.
Описываемый волновой метод
дает возможность легко
рассчитывать лобовые
сопротивления при сколь угодно
малых скоростях, а также
плохообтекаемых тел и выбирать
оптимальные, с точки зрения
аэродинамики, формы для любых
дозвуковых скоростей, что не было
возможно без дорогостоящих
экспериментов в аэродинамических
трубах.
Для достижения минимального
лобового сопротивления появляется
возможность рассматривать не
только "лобовую", но и
"тыльную" формы тела. И что интересно: их формы
будут совершенно разными. Процессы
легко описываются математически и,
в век компьютеров, это снимет
многие проблемы.
Как ни странно, но выходит, что в
туннелях сопротивление
автомобилей будет меньше, чем в не
их, за счет резкого уменьшения
объема возмущенной среды и
хорошего отражения от стен
волновых возмущений. А у самолетов
над бетонной взлетно-посадочной
полосой сопротивление будет
меньше, чем в воздухе далеко от нее
за счет ограничения объема
возмущенной среды и хорошим
отражением волн от
взлетно-посадочной полосы. Более
того, чем ближе будет лететь
самолет над взлетно-посадочной
полосой, тем сильнее будет
действовать на самолет сила,
возвращающая его в область с
большим сопротивлением (верхняя
половина) и появится эффект
воздушной подушки.
По иному можно взглянуть на
проблему турбулентных обтеканий
тел. Заманчиво расширить теорию на
область околозвуковых и
сверхзвуковых скоростей.
Малые скорости тоже интересны, ведь
слепые чувствуют волны возмущений
от движущихся тел, как бы
"видят" их по своему с
ориентацией в пространстве.
Я думаю, что эту волновую теорию
можно применить и к космосу,
где вакуум не абсолютный и
плотность вещества хоть и ничтожна,
но не равна нулю. Вспомните
"хвостатые" кометы.
Волновая теория лобового сопротивления
Рассмотрим
сопротивление среды
прямолинейному, равномерному,
установившемуся, горизонтальному
движению тела с дозвуковой
скоростью в не вязкой среде с
плотностью r (См.Рис.1), обтекание
ламинарное.
Введем условные обозначения и
индексы:
r - плотность среды;
V - скорость;
a - скорость звука в среде;
L - длина тела;
S - площадь;
F - сила;
P - давление;
d - дальность распространения
возмущений;
+ - (индекс снизу) передняя
часть тела;
- - (индекс снизу) задняя часть
тела;
1 - (индекс
снизу) возмущенная среда;
2 - (индекс
снизу) вторично возмущенная среда;
D - (дельта) символ разницы;
t - время условного цикла;
t - время "запаздывания
информации".
Cx - коэффициент лобового
сопротивления.
Есть смысл рассматривать время t = L /
V прохождения телом расстояния,
равного своей длине, т.к. именно в
промежуток времени между "до
появления тела" и "после
прохождения тела" происходит
затрата энергии на преодоление
сопротивления среды. Происходит
воздействие телом на среду и
наоборот: среды на тело, нарушившее
ее спокойствие. Получается нечто
напоминающее движение поршня в
цилиндре: поршень сжимает газ, а
потом газ выталкивает поршень.
Только в этом случае четко виден
цикл и ясно, что механическая
энергия переходит в энергию
сжатого газа и наоборот. В нашем
случае цикл "размыт"
равномерно и нет границ между
началом и концом, и энергия
непрерывно переходит в волновые
возмущения среды и наоборот.
Возмущения среды, вызванные
передней частью тела не сразу
оказывают воздействие на заднюю
часть, а с запаздыванием, через
время t = L / (a+V), где a - скорость
распространения волн в среде,
равная скорости звука в этой среде.
Это время можно назвать временем
"запаздывания" информации.
Пользуясь введенными условными
обозначениями и индексами, решим
упрощенную модель поставленной
задачи. Тело, двигаясь со скоростью V
воздействует на окружающую среду.
Отобразим возмущения,
распространяющиеся со скоростью
звука, вызываемые передней частью
тела за время t на
окружающее пространство, которое
назовем возмущенной средой (см.
Рис.2).
1) t1
= L / V
2) d1
= t1a
= La / V
3) t = L / (a+V)
Не будем рассматривать
распределение скоростей в
возмущенной среде, вернее закон
отображения возмущений, в
результате которого получается
распределение скоростей в
возмущенной среде. Осредним
скорость по расходу:
4) r+V+S+=r1V1S1
пренебрегая сжимаемостью, т.е.
5) r1
= r+
получим
6) V1
= V+S+
/ S1
В свою очередь окружающая среда
воздействует на тело (см. Рис.2).
Отобразим возмущенную среду на
заднюю часть тела с учетом, что не
вся возмущенная среда "знает о
существовании" задней части
тела, так как скорость звука
величина конечная.
7) t2
= t1
- t = d1
/ (a+V)
8) d2
= t2
(a-V) = d1
(a-V) / (a+V)
Эту часть возмущенной среды,
которую точно также подвергнем
отображению, назовем вторично
возмущенной средой (см. Рис.3).
Составим уравнение расхода:
9) r1V1S2 = r-V-S-
пренебрегая сжимаемостью, т.е.
10) r- = r1 получим
11) V- = V1S2 / S-
= V+S+S2 / S1S-
Не рассматривая влияние форм
поверхностей спереди и сзади, т.е.
12) S- = S+
получим простую формулу:
13) V- = V+S2 / S1
Сила сопротивления будет
14) D F = F+- F-
= r+V+2S+
- r-V-2S-
Приняв 15) V+
= V получим:
16) D F= rV2S (1 - S2 / S1 )
получим коэффициент лобового
сопротивления
17) Cx = 1 - S2 / S1 = 1 - (pd22
- S) / (pd12
- S)
когда V << a, т.е.
18) S << pd22
< pd12
получим
19) Cx = 1 - d22
/ d12
= 1 - (a -V)2 / (a+V)2
= 4aV / (a+V)2
Рассмотрим случай V ® 0 тогда
20) Cx ® 4V/a
Пересмотрим некоторые допуски:
I) возмущения без затухания
не распространяются, поэтому
используют коэффициент затухания Ka
в виде:
где I -
интенсивность, r
- расстояние.
II) формы поверхностей тела
спереди и сзади оказывают
существенное влияние и равенство 12
очень грубое. Смягчить можно
формулой Ньютона: 22) P = rV2Sin2b
где b - угол между касательной к
поверхности тела и направлением
движения.
III) для больших скоростей V
~ a можно применить формулу
Буземана:
где c - точка на поверхности и
требуется только знание геометрии
тела.
IV) Реальная среда не
однородна и в ней имеются помехи
(облака, земля, лес и т.п.) с
различными коэффициентами
поглощения или отражения
возмущений и справедливо считать в 4
и 9, что V1
- функция координат.
V) Утверждения 5 и 10
тоже следует пересмотреть, т.к. газы
сжимаемы:
5) r1
> r+ и 10) r-
< r1
(к массе окружающего газа
добавляется/вычитается масса газа
вытесняемого телом).
VI) Неплохо посмотреть
влияние вязкости.
Хочется сказать, что при стремлении
уменьшить лобовое сопротивление
необходимо сделать S-
максимальным, а S+
минимальным, чтоб уменьшить
всевозможные потери. Отсюда ясно,
что формы спереди и сзади будут
совершенно разными.
В космосе скорость распространения
волн возмущения равна скорости
света, тогда Cx
= 4cV / (c+V)2 где с
- скорость света в космосе.
Современные космические аппараты с
относительно не большими
скоростями по сравнению со
скоростью света испытывают не
значительное сопротивление, но тем
не менее все мы знаем, что спутники
со временем падают, если
периодически не ускорять их и
возможность расcчитывать
сопротивление полету тела в
космосе сыграет свою пользу.
Космические объекты со скоростями
сравнимыми со скоростью света
будут иметь существенное
сопротивление. Со временем, для
межгалактических полетов
человечество освоит скорости
сравнимые со скоростью света и
умение расcчитывать лобовое
сопротивление в космосе будет
необходимостью, ведь строительство
испытательного сооружения
наподобие аэродинамической трубы,
но с космическими условиями думаю
просто невозможно.
Заключение + Новая идея.
Соображения
высказанные в статье зародились в 1978 году в Набережных
Челнах во время работы на заводе
КамАЗ в Управлении Главного
Конструктора, глядя на
плохообтекаемые формы грузовых
автомобилей и там же были
подготовлены несколько вариантов
статей, но, без аэродинамических
исследований или хотя бы сравнения
с результатами проведенных
экспериментов, и были заброшены до
"лучших времен". Скоро мне
будет 47 лет, похоже, что жизнь
проходит и далеко от моей
специальности (закончил Московский
Физико-Технический Институт,
факультет Аэромеханики и
Летательной Техники, специальность
по диплому "Аэродинамика и
Термодинамика"). Работать
пришлось всегда с компьютерами
(программист, системщик,
администратор баз данных,
"Главный специалист по
персональным компьютерам",
сейчас в фирме "InfraR").
Экономические трудности жизни в
СССР, затем проблемы
"Перестройки", "Перехода к
рыночной экономике", а сейчас
строительство своей Узбекской
модели экономики и проблемы семьи
сыграли не последнюю роль. На
момент распада СССР я оказался в
Узбекистане, в г. Ташкенте. Сейчас
возможно мой подход к аэродинамике
устарел или не нужен (разработаны
методы расчетов и накоплен опыт на
все случаи), но довести свои идеи до
специалистов думаю надо, возможно,
кто-нибудь извлечет для себя
полезное. Прошу строго не судить,
если в формулах или выражениях не
все корректно, все-таки 22 года не
занимался наукой. Результаты
расчетов могут сильно отличаться
от реальных и тогда надо будет
дорабатывать теорию, сейчас важна
сама идея волнового подхода к
проблеме лобового сопротивления.
2000-08-03 Хочу
поделиться еще одним соображением
(пока без формул и рисунков),
которое большинству покажется из
области фантастики. Но я думаю, этим
направлением физики надо уже
начинать заниматься сейчас.
Человеческая цивилизация довольно
легко освоила сушу и водную среду
для передвижения в ней, более
трудной было освоение воздушной
среды, теперь, создав различные
двигатели для суши, водной ,
воздушной среды (атмосферы) и
космического пространства,
занимаемся освоением космического
пространства. Есть среда более
огромная по своим масштабам и
возможностям - магнитное поле
Земли! Освоение ее даст
двигатели без движущихся частей,
без расходных материалов (в нашем
понимании), без шума. Расходные
материалы и движущиеся
механические части современных
двигателей - это их слабость,
больное место по соображениям
надежности и долговечности.
Большой расход топлива - беда
реактивных двигателей. Двигатели в
магнитном поле Земли не будут иметь
движущихся и расходных материалов -
их основа: мощные постоянные
магнитные поля на сверхпроводниках
с соответствующими электрическими
токами, которые могут дать
источники на управляемых
термоядерных реакциях.
Преимущества:
незагрязнение окружающей среды (не будет выбросов);
бесшумность - нет движущихся частей и выбросов струй газа;
отсутствие помех информационным частотам - будут только постоянные магнитные поля;
долговечность.
Потеряется смысл передней, задней и боковых направлений при создании летательных аппаратов с такими двигателями: куда направишь тягу - туда и полетишь. Можно учесть законы аэродинамики, чтобы уменьшить потери и воспользоваться подъемной силой, скорость и динамика будут зависеть только от мощности источника тока и сопротивления среды (вода, атмосфера или космос), подвластны будут любые скорости. Люди будут вынуждены защищаться от сильного магнитного поля одеждами, слегка напоминающими теперешние скафандры водолазов или космонавтов. Меня все это приводит к мысли о летающих тарелках - там все это реализовано! Скорее всего они есть, и не пришельцы из космоса, а представители параллельного мира с другой поляризацией или состоянием энергонасыщенности магнитного поля времени. В развитии своем они обогнали нас намного и "залетают" полюбопытствовать нашим уровнем развития и т.п. Как своеобразные археологи заглядывают в свою возможную историю развития. И, конечно же, не представляют угрозы для нас, а наоборот они с интересом наблюдают за нашим развитием, более того, они будут оберегать нас от возможных наших глобальных ошибок, "концу света" они не дадут случиться. Хотя он неизбежен: Луна когда-нибудь в очень далеком будущем настолько затормозится (см. выше теорию Лобового сопротивления) и приблизится к Земле, что уничтожит всю жизнь на Земле, если Луна сама раньше не столкнется, например, с кометой, особенно на встречном курсе, или Земля, что более вероятно, не встретится с космическим объектом, что в любом случае раньше времени погубит нашу цивилизацию. Мы стоим на пороге неоценимых познаний, скачка в развитии цивилизации, достижений, достойных нового тысячелетия. Я бы посчитал высокой честью заниматься этими и, возможно, подобными идеями, направленными на развитие всего человечества, которые мне иногда приходят в голову, если даже они окажутся не осуществимыми из-за состояния уровня развития нашей цивилизации. Результат от исследований в этой области не окажется отрицательным. Посильно это только государству, которое сможет выделять средства на такого рода исследования без ожидания скорой отдачи и выгоды. Даже сейчас, без всяких моих формул вы можете взяться за мои идеи и попытаться воплотить их в жизнь.